Клуб любителей собак Щелково

 

 

Клуб собаководов г. Щелково

добровольное некоммерческое объединение

 

Совет: если Ваша собака заболела и ее жизнь бесценна, обращайтесь в ближайшую ветеринарную службу не откладывая!

 написать в клуб собаководов г. щелково dogclubs@yandex.ru


 
маленькая собачка

  СПЕЦИАЛЬНАЯ ДРЕССИРОВКА СОБАК

 

 

Цель специальной дрессировки — выработать у собаки навыки, важные для ее использования по определенному виду службы: защитно-караульной, розыскной, сторожевой и др. К дрессировке по специальному курсу приступают только после того, как собака успешно пройдет ОКД. CoSaiiy, которая не освоила навыки послушания, бессмысленно, а в некоторых случаях даже опасно, обучать специальным навыкам.

Этот курс дрессировки собаки и их хозяева проходят только под руководством опытного инструктора. От квалификации инструктора зависит, будет ли ваша собака рабочей или у нее окончательно расстроится психика.

Хорошего инструктора лучше всего искать, заручившись рекомендацией знакомых собаководов, которые уже пользовались его услугами. Кроме того, недавно в России образовалась Лига профессиональных дрессировщиков собак. Обратившись в эту организацию, вы получите всю необходимую информацию.

Для специальной дрессировки собак используется тот же инвентарь, что и для общего курса, и, кроме того, дрессировочные костюмы («халат»), рукав, шлейка, хлыст, разнообразные предметы для обучения выборке и другое.

К специальной дрессировке относится и натаска охотничьих собак.


Специальной службе, при желании, можно обучить любую собаку. Есть сведения, что во времена Второй мировой войны у одного из генералов вермахта в качестве охранных собак служили два фокстерьера. Эти собаки отлично работали и были способны в считанные секунды убить человека по команде хозяина. Но это вовсе не означает, что фоксов рекомендуется заводить как собак-телохранителей. У каждой из четырехсот пород есть свои особенности и склонности к определенным службам. Поэтому было бы серьезной ошибкой обучать собаку не свойственной ей деятельности. Особенно это касается служебных собак: почему-то охотникам не приходит в голову приучать гончую делать стойку на птицу. А ведь именно это пытаются делать люди, воспитывая, скажем, бультерьера для охраны.

В течение многих десятилетий люди выводили специальные породы собак для различных служб. В результате получились породы собак-телохранителей, собак-сторожей, розыскных собак и других. Поэтому, отдавая дань моде и заводя стаффордшир-терьера для защиты, подумайте, хорошо ли будет охранять собака, выведенная для драк с другими собаками, будет ли она управляемой (а это — самое главное!). Не проще ли для этой цели приобрести немецкую овчарку или черного терьера?


Защитно-караульная служба

Собака, обученная по программе защитно-караульной службы, предназначается для охраны различных объектов (квартиры, машины, вещей и т. д.), защиты граждан, а также для милицейской и военной службы.

Для защитно-караульной службы у собаки вырабатываются следующие специальные навыки: выборка вещи по индивидуальному запаху человека охрана вещи недоверчивость и злоба к посторонним людям задержание, конвоирование, охрана людей, защита дрессировщика.

Для воспитания щенков защитно-караульных собак вводятся соответствующие раздражители — дразнение, убегание и т. п. При всех упражнениях такого рода необходимо помнить, что всякое особенно резкое наступление в большинстве случаев вызывает отступление и, наоборот, всякое отступление вызывает нужное для нас проявление преследования. К этому нужно отнестись особенно осторожно: один удар, нанесенный щенку при активном наступлении, может воспитать страх, который угасает с крупным трудом. Осторожное, таинственно наступающее действие обычно вызывает первый бросок собак. В это же мгновение нужно, сделав «испуганный вид», начать отступление — это вызовет второй бросок щенка вперед. Упражняясь таким образом

несколько раз и видя, что рефлекс преследования проявляется безотказно, можно усложнить это действие тряпкой или палкой (осторожно), с целью воспитать у щенка бесстрашие к ударам и стремление отнять тряпку или палку. Лучшим способом является легкая попытка вытянуть из пасти собаки эту тряпку после первого момента схватывания. Упражнения такого рода необходимо ставить так, чтобы щенок вначале заинтересовался тем или иным видом борьбы, предложенной ему в виде игры или в виде раздражителя его оборонительного инстинкта. В конце концов, выйдя победителем (отнятие кости, тряпки, преследование и хватка убегающего и т. д.), он должен получать от лица, ухаживающего за ним, поощрение.

Для лучшего развития сторожевых рефлексов можно посадить щенка на цепь в будку поблизости от караульной собаки. В таком случае сторожевые рефлексы выявляются обычно довольно быстро.

Количество навыков, важных для собаки конкретного вида службы, зависит от желания владельца. Некоторые владельцы предпочитают, чтобы их собака, обученная защитно-караульной службе, умела также брать след.

Для этого больше всего подходят собаки с уравновешенным типом нервной деятельности (сангвиники), несколько в меньшей степени — возбудимые собаки (холерики). Собаки — меланхолики и.флегматики очень тяжело обучаются защитно-караульной службе. Собаке возбудимого типа с преобладанием активно-оборонительного инстинкта нужны повышенные принудительные меры (к примеру, использование парфорса). За такой собачкой особенно необходимо следить при работе по задержанию и охране человека, т. е. при розыскной и караульной работе. Будучи по типу возбудимой, с преобладанием активного оборонительного инстинкта, собака легко может перевозбудиться, что приведет к потере всяких дифференцировок и срыву в сторону возбуждения. У этих собак весь цикл работы на человека, работы по следу проходит обычно очень легко, но при более сложных проработках собака теряет след, не дифференцируя его.

Породы, наиболее подходящие для защитно-караульной службы: немецкая и некоторые другие овчарки (кавказская овчарка больше подходит для сторожевой службы), эрдельтерьер, ризеншнауцер, черный терьер, доберман, ротвейлер, неплохо работают дог и боксер.

В отличие от защитно-караульной, караульная служба более простая. Караульная собака должна облаивать посторонних и задерживать их при попытке проникнуть на охраняемый объект. Для такой службы особенно пригодны кавказская, среднеазиатская и южнорусская овчарки, московская сторожевая и другие.


Выборка вещи

Для того, чтобы собака безошибочно и быстро выбирала вещи человека по его запаху, обучение нужно разделить на обучение отдельным навыкам:

— умение принюхиваться по команде «Нюхай!»

— умение четко различать, дифференцировать индивидуальный запах человека от других запахов

— умение по определенному запаху выбирать вещь с таким же запахом и приносить ее дрессировщику (или по вещи выбирать человека).

Основная команда — «Нюхай!» или «Ищи!», вспомогательные команды — «Апорт!» и «Дай!».

Некоторые учебники рекомендуют отрабатывать эту команду до развития у собаки злобы. Это представляется логичным: собака, у той выработана агрессивная реакция на чужого человека, будет отвлекаться при выборке.

На первом этапе дрессировки собаку обучают выбирать вещи (предметы) по запаху своего дрессировщика. В качестве вещи для выборки можно использовать известный собаке апорт. Обучение проводят следующим образом. Дрессировщик, посадив собаку на расстоянии 3 м от разложенных вещей, дает ей понюхать свой предмет. Для этого он левой ладонью обхватывает морду собаки так, чтобы она не могла открыть пасть, а правой подносит к носу собаки предмет и держит его на расстоянии 2–4 см. При этом дрессировщик произносит команду «Нюхай!». Помощник дрессировщика на открытом месте, лишенном каких-либо сильных посторонних запахов и других отвлекающих раздражителей, раскладывает предметы, запах которых отличается от запаха дрессировщика (или «проветренные» предметы, по возможности освобожденные от запаха). Вещи раскладывают вразброс или в ряд (это регламентируется при сдаче экзамена). Вещи желательно раскладывать пинцетом или в перчатках. В начале обучения используют однотипные предметы (к примеру, деревянные палочки). Разложив предметы, помощник отходит в сторону. Если собака начинает принюхиваться, ее поощряют и повторяют команду. После этого, оставив собаку сидеть, дрессировщик подходит к разложенным предметам и незаметно для собаки подкладывает свой предмет к остальным. Вернувшись к собаке, дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом (выбрасывание правой руки ладонью вниз в сторону предметов, разложенных для выборки) посылает ее на выборку и наблюдает за ее действиями. За правильную выборку и подноску предмета дрессировщику собаку поощряют. На занятиях лакомство рекомендуется давать только левой рукой, а предметы для выборки и выбранный предмет — только правой рукой.

Если собака пытается взять чужой предмет, дрессировщик более строго повторяет команду «Нюхай!» и побуждает ее к принюхиванию. Если собака все же приносит чужой предмет, дрессировщик берет его у собаки и выбрасывает, и снова посылает собаку на выборку. Если собака, обнюхав предмет дрессировщика, не берет его, подается команда «Апорт!».

Если собака при выборке не проявляет активности, апортировоч-ный предмет подбрасывают к разложенным предметам у нее на виду, а команду «Нюхай!» подкрепляют командой «Апорт!». Если собака слабо принюхивается и хватает то одну вещь, то другую, ее берут за поводок, подводят к разложенным предметам, наводят на нужную вещь и командами «Нюхай!» и «Апорт!» побуждают к принюхиванию и взятию предмета. При попытке собаки схватить другую вещь, это запрещают командой «Фу!», произнесенной тихим голосом, иначе можно отвратить собаку от выборки вообще. Правильную выборку рекомендуется немедленно поощрять, неправильную — осторожно пресекать.

На протяжении одного занятия выборку. повторяют не более 2–3 раз. Когда собака приучится выбирать вещь дрессировщика (как правило, после 2–3 занятий), выбираемые вещи начинают разнообразить, используя для этого носовые платки, перчатки, игрушки и т. д. При этом выбираемую вещь (с запахом дрессировщика) кладут среди вещей, имеющих другой запах. Со временем дрессировщик дает собаке занюхивать не только свои предметы, но и просто ладонь правой руки.

Более сложная задача — выборка вещей уже не дрессировщика, а любого другого человека. Делается это так. Один из помощников раскладывает 3–4 своих предмета в ряд на расстоянии 30–40 см друг от друга. Другой помощник также подкладывает к этим предметам одну из своих вещей, а вторую оставляет в 3 м от разложенной выборки. После этого дрессировщик подводит собаку к оставленной вещи, осторожно берет ее, подносит к носу собаки и подает команду «Нюхай!». После того, как собака занюхала предмет, его незаметно для собаки отбрасывают назад. Затем дрессировщик командой «Нюхай!» и жестом правой руки в сторону предметов пускает собаку на выборку. Дрессировщик должен знать, где лежит выбираемая вещь. Если собака плохо принюхивается к разложенным вещам, дрессировщик использует команду «Нюхай!», если собака не берет обнаруженную по запаху вещь, применяет команду «Апорт!». Правильная выборка тут же поощряется, неправильная — мягко исправляется.

Когда собака хорошо усвоила эти навыки, ее обучают выбирать нужную вещь из выборки, состоящей из вещей с разными запахами.

Даже в самом начале обучения желательно менять помощников. Собака может привыкнуть к одному запаху и плохо работать на выборке вещей других людей. Не стоит злоупотреблять командой «Апорт!» и другими наводящими действиями.


Охрана вещи

Собака, работающая по охране вещи, должна уметь находиться в состоянии длительной настороженности у вещи своего дрессировщика. Основная команда — «Охраняй!», вспомогательные — «Лежать!», «Место!» и «Фу!». Собака должна уже уметь выполнять команду «Место!» с выдержкой. Параллельно с навыком охраны у собаки развивается недоверчивость и злобность к посторонним людям.

В начале обучения собаку привязывают и выбирают для охраны вещь, хорошо знакомую собаке (апортировочный предмет, поводок, куртка дрессировщика и др.). Дрессировщикдает собаке команду «Лежать!» и кладет перед ее передними лапами вещь так, чтобы собака могла ее достать. Подав команду «Охраняй!», дрессировщик становится рядом с собачкой. После этого помощник несколько раз проходит мимо собаки в разных направлениях. Если собака сразу же начинает рычать и пытается наброситься на проходящего помощника, дрессировщик подает команды «Место!» и «Лежать!». Собака не должна реагировать на человека, который просто проходит мимо. Если собака спокойно лежит у вещи, то помощник подходит и пытается взять вещь. Для того, чтобы привлечь внимание собаки, помощник рукой или палкой передвигает вещь перед мордой собаки, а затем подтягивает ее к себе. Даже собака, которая находится на военной или милицейской службе, может только остановить преступника и пресечь любое нападение на хозяина, но уж никак не загрызть нападающего. Поэтому собака, у той вырабатывают злобу, должна успешно пройти общий курс дрессировки. Собака должна уметь прекращать любое действие по команде «Фу!».

Собаку надежно привязывают. Дрессировщик надевает специальный костюм или рукав, берет в руки прут и большую тряпку. Помощник не спеша приближается к собаке, ударяя прутом о землю или размахивая руками. Дрессировщик при этом дает команду «Охраняй!». Как только собака набросится на помощника, или просто зарычит на него, дрессировщик поощряет ее. Помощник убегаети прячется, чтобы собака не видела его. Когда собака успокоится, упражнение повторяют. Чтобы развить у собаки злобу, помощник может левой рукой пытаться взять вещь, а правой — бить собаку прутом или плеткой.

Если собака пытается преследовать убегающего помощника, дрессировщик одергивает ее поводком и командует «Место!».

Усложняя упражнение, помощникпытается отвлечь внимание собаки ласковым обращением и лакомством. Подойдя к собаке и называя ее кличку, помощник левой рукой предлагает собаке или бросает в сторону лакомство, а правой пытается взять вещь. Если собака отвлеклась от вещи, то помощник, схватив вещь, ударяет ею собаку. При упорных стремлениях собаки взять лакомство, помощник неожиданно наносит ей удар прутом, а дрессировщик подает команду «Фас!». Попытки собаки подобрать лакомство с земли пресекаются командой

«Фу!».

Кактолько собака научится охранять определенную вещь, начинают использовать каждый раз новую по форме и размеру вещь.

Навык считается отработанным, если собака долго (20 мин. и более) охраняет вещь, не отходит от нее, убегающего не пререкомендуется (или, наоборот, бросается), на спокойно проходящего человека не реагирует.

Чрезмерное развитие злобы — вызовет у собаки агрессивную реакцию и на спокойно проходящего человека. Набрасываясь на него, собака оставит вещь, что крайне нежелательно. Собака должна преследовать помощника только после получения соответствующей команды.


Развитие у собаки недоверчивости и злобы

Умелый дрессировщик способен воспитать из глупого и смешного щенка собаку, которая будет грозным и надежным оружием. Но это оружие должно носить оборонительный, а не нападающий характер. Любое превышение собачкой мер по обороне своего хозяина накладывают на него ответственность перед законом. Дрессировщик подает команду «Фас!» и, если собака проявляет злобу, поощряет ее. Помощник нападает на собаку, нанося ей удары прутом, апри попытке собаки схватить жгут, подставляет ей другой рукой тряпку. Дав. собаке несколько секунд потрепать тряпку (причем помощник тянет ее к себе, пытаясь отнять), бросает тряпку и убегает. Дрессировщик в момент борьбы собаки с помощником еще больше возбуждает ее повторением команды «Фас!» и поощрением (поглаживанием). После того, как собака успокоится, упражнение повторяют 2–3 раза.

Помощник не должен наносить собаке слишком сильные удары, чтобы не запугать ее и не вызвать страха (пассивно-оборонительную реакцию).

Если собака незлобная или проявляет трусость, помощник должен активными движениями вызвать у нее стремление броситься на него. Дрессировщик же подает команду «Фас!» и движением в сторону помощника провоцирует злобу у собаки. Проявление злобы сразу же поощряется. У таких собак, а также у собак-флегматиков, злоба хорошо развивается при защите корма. — —

Как только собака начинает активно нападать на помощника, хватать тряпку, не боясь ударов, ее приучают к хватке с перехватом. Для этого помощник, нападая на собаку, имеет по тряпке (жгуту) в каждой руке. Как только собака схватит одну из тряпок, помощник наносит ей удар другой Схватив брошенную собачкой тряпку, он вновь наносит ей

удар, и так несколько раз попеременно. В дальнейшем тряпки заменяются дрессировочными рукавами.

Когда собака обучена хорошо работать в присутствии дрессировщика, ее учат работать самостоятельно. Дрессировщик подает собаке команду «Охраняй!» и уходит. Он прячется так, чтобы наблюдать за собачкой, но вмешивается только тогда, когда собака что-то делает неправильно.

Со временем собаку обучают охранять вещь от двух или трех «злоумышленников» одновременно.

Очень важно, чтобы дрессировщик не общался с помощником при собаке.


Задержание

Выработка хватки с перехватом проводится и при задержании помощника. К этому приступают, когда у собаки выработается четкий навык на команду «Фас!». Помощник должен быть одет в полный дрессировочный костюм и иметь в руках жгут или прут. Нежелательно дрессировать собаку все время с одним и тем же помощником.

Навык отрабатывается следующим образом. Дрессировщик держит собаку на коротком поводке. Помощник, возбудив собаку нападением на нее, убегает. Дрессировщик, подав собаке команду «Фас!», вместе с ней пререкомендуется помощника. Когда помощника почти догонят, он замедляет бег и, полуобернувшись к собаке, подставляет ей рукав костюма. Если собака схватила рукав, помощник слегка подтягивает его к себе, чтобы усилить хватку. После этого он делает в сторону собаки один или два шага, чтобы прекратить натягивание схваченного рукава, и заносит над головой для нанесения удара другой рукав. Собака, видя приближающийся сверху другой рукав и не встречая сопротивления ослабленного, перехватывает другой рукав. Уп-. ражнение повторяется 3–4 раза. По команде дрессировщика «Стой!» помощник прекращает борьбу, а дрессировщик поощряет и успокаивает собаку.

Если собака после прекращения борьбы не отпускает дрессировщика, дрессировщик применяет команду «Фу!» и сильный рывок поводком.

Собаку приучают задерживать и убегающего человека с постепенно увеличиваемых расстояний (до 100 м и более). Для этого помощник, не подходя к собаке, побуждает ее к нападению с расстояния 20, 30, 50, 100 м, а затем собака по команде «Фас!» без поводка пускается на задержание.

Когда собака научится по команде «Фас!» бросаться на помощника, можно начинать обучение «тонкостям» задержания. Собаку можно научить сбивать задержанного с ног и фиксировать его за горло, не сжимая зубов, бросаться сзади на шею и т. д. Всем этим тонкостям со—

баку может научить только опытный инструктор. Попытки отработать такие приемы с собачкой самому могут стоить вам нескольких лет лишения свободы.

А вот научить собаку правильно реагировать на оружие в руках помощника можно. Для этого удобно применять водяной или газовый пистолет, выстрел из того будет чувствительным для собаки, или тупой нож (деревянный). Этот метод довольно жесток, но зато собака быстро и надолго запомнит, что такое оружие, и научится обезвреживать его, не подставляясь под удар.


Конвоирование

После того, как отработано задержание, можно приступать к следующему этапу. Посадив собаку около спокойно стоящего помощника и подав команду «Охраняй!», дрессировщик следит за поведением собаки. Попытка собаки напасть на помощника пресекается командой «Сидеть!» и рывком поводка.

После небольшой выдержки (15–20 с) дрессировщик подает команду «Шагом марш!» и конвоирует помощника, следуя за собачкой в 3–4 шагах. Попытка собаки забежать вперед и напасть на помощника пресекается командой «Рядом!» и рывком поводка. При попытке помощника бежать, собаке подается команда «Фас!». Пройдя таким образом нето расстояние, дрессировщик сдает его другому лицу или командой заставляет его лечь на землю, затем успокаивает и поощряет собаку.

Воспитание длительной настороженности при охране и конвоировании достигается тем, что помощник внимательно наблюдает за собачкой и, если собака отвлекается (смотрит в сторону или следит за отошедшим дрессировщиком), неожиданно наносит ей удар и пытается убежать. Нападение собаки на убегающего помощника поощряется—


Защита дрессировщика

Дрессированная на защиту собака должна уметь работать самостоятельно, то есть защищать хозяина при явных провокациях, иногда не дожидаясь команды.

Это вырабатывается следующим образом. Дрессировщик держит собаку на поводке. Помощник подходит к нему и резко замахивается на него одной рукой, а другой — наносит собаке удар прутом. Собака должна понять, что угроза хозяину — это и угроза ей лично. Дрессировщик подает собаке команду «Фас!». Собака бросается на помощника, и ее поощряют. После небольшой борьбы помощник берется под охрану.

На последующих занятиях нападение помощника на дрессировщика производится неожиданно из-за укрытия, а также на месте (к примеру, при обыске помощника) и в процессе конвоирования. В таких случаях собака приучается к защите дрессировщика без команды «Фас!».

Необходимо часто менять помощников и ситуации, в которых происходит нападение. Можно научить собаку настораживаться и быть особенно внимательной по особой команде (к примеру, «Внимание!»).


«Сторожевка» и патрулирование

«Сторожевка» — это выработка у собаки навыка по команде «Слушай!» настораживаться и тихо оповещать (не лаем, а, к примеру, рычанием или другим особенным поведением) о приближении посторонних людей. Этому обучают собаку, которая уже умеет задерживать и конвоировать.

Сначала собаку приучают к «сторожевке» на месте. Занятия, как правило, проводят в темное время суток, на местности, обеспечивающей укрытие помощника. Дрессировщик располагается с собачкой за кустом, деревом, высоким бугром, в траве в 60–70 м от помощника, заранее расположившегося в укрытии. Посадив собаку с левой стороны от себя и придерживая ее за поводок у ошейника, дрессировщик успокаивает собаку, подает помощнику условный сигнал (к примеру, карманным фонариком), незаметный для собаки. После этого подается команда «Слушай!».

Помощник, получив сигнал и выждав 2–3 мин., начинает шуршать прутом по земле или по дереву, а затем крадется в сторону собаки, останавливаясь и шурша. Если собака настораживается в сторону помощника, дрессировщик подает команду «Слушай!» и поощряет собаку. Лай собаки дрессировщик пресекает командой «Тихо!» или «Фу!» и рывком поводка, а при упорном лае он зажимает ей челюсти рукой или поводком. Прекращение лая поощряется. Если собака слабо реагирует на шорохи, помощник должен подкрасться к ней, ударить ее прутом и убежать, а собака пускается на задержание.

Таким же образом приучают собаку сторожить в движении.

Патрулирование — это усложненная «сторожевка» в движении. Тренировка патрульной собаки заключается в регулярном обходе с ней охраняемой территории, всегда в разное время суток и по разному маршруту, чтобы собака всегда была заинтересована работой. При патрулировании собаке дается команда «Слушай!». Если собака почувствовала присутствие постороннего, она останавливается, но не лает. Патрульная собака должна не только почувствовать постороннего на территории, но и уметь активно обыскивать местность и помещения, разыскивать спрятавшихся людей, находить и подавать

дрессировщику оставленные или спрятанные предметы, защищать дрессировщика, задерживать и конвоировать «нарушителя». О том, как обучить собаку всем этим навыкам было сказано выше. О работе собаки по следу подробно рассказано в сайте «Розыскная служба».

Требования к защитно-караульной собаке:

1. После занюхивания предмета по команде «Нюхай!» и жесту самостоятельно выбирать нужную вещь из разложенных на расстоянии 30–40 см трех других вещей, подносить ее к дрессировщику и по команде «Дай!» отдавать ему в руки.

2. По команде «Охраняй!» бдительно охранять и активно защищать от двух помощников вещь, не отходить от нее, не брать в зубы и не переносить ее, не брать корм из рук посторонних и не подбирать корм с земли, не набрасываться на людей, спокойно проходящих в 1,5–2мот границы сектора охраны (по длине поводка). Уметь патрулировать местность.

3. По команде «Фас!» и жесту активно нападать и задерживать помощника («злоумышленника»), проявлять крепкую хватку с перехватом, быть бдительной при обыске и охране задержанного. Спокойно относиться к выстрелам и другим раздражителям.


Розыскная служба

Основное назначение розыскных собак — розыск людей по невидимым запаховым следам, задержание и конвоирование. Розыскные собаки могут прорабатывать следы, не только проложенные недавно («горячие»), но и довольно давние (от 12до 24 часов). Такая собака может идти по следу даже 25–30 км. обыска местности. В дальнейшем по команде «Ищи!» собака должна двигаться «зигзагом» (или «челноком») в указанном направлении (рис. 7.3).

ДРЕССИРОВКА4

Параллельно с обыском местности собаку приучают к обыску различных помещений. Упражнения усложняют постепенно: сначала собаку знакомят с помещениями и постепенно приучают к разным отвлекающим раздражителям, которые в них встречаются (вещи, люди, другие животные и т. д.), апортировке своих, а затем чужих вещей и задержанию спрятавшегося помощника.


Поиск по следу

Приучение к розыскной службе означает у собаки выработку умения по командам «След!» и «Нюхай!» самостоятельно находить запахо-вый след человека, определять его направление и, при необходимости, задерживать человека, проложившего след. Каждая собака обладает сильным инстинктом преследования, поэтому в процессе дрессировки эта способность только развивается и направляется на конкретную задачу.

Обучение работе по следу подразделяется на два этапа. Первый этап — собака приучается к заинтересованному (четкому) поиску помощника по запаховому следу. На втором этапе обучения собака прорабатывает след в усложненной обстановке.

Первые занятия рекомендуется проводить в местах, где мало отвлекающих раздражителей, лучше всего ранним утром, при росе, на открытой местности, поросшей низкой травой. След прокладывается при попутном ветре, на небольшое расстояние, на линии следа оставляются различные вещи. В начале обучения дрессировщик знает, где проложен след, впоследствии переходят на работу по «слепому» следу (чтобы дрессировщик не мог «подсознательно» помогать собаке находить след).

Существует два основных способа приучения собаки к работе по следу: первый — используется активно-оборонительная реакция собаки второй — стремление собаки к поиску апорта.

Первый способ. Дрессировщик привязывает собаку и становится позади нее. Помощник выходит из-за укрытия и подходит к собаке. Если собака сама начинает проявлять активно-оборонительную реак — цию, помощник ее не трогает, но если она остается спокойной, он нападает и бьет ее прутом (не слишком сильно!). Дрессировщик подает команду «Фас!».

После этого помощник уходит в указанном ему направлении для прокладки следа. В начале запахового следа он шаркающими движениями обозначает исходную точку следа, а затем, волоча ноги по траве, убегает на 100–150 м от собаки так, чтобы выйти из поля ее видимости. Двигаясь вначале по прямой, к концу он закругляет линию следа и прячется.

После небольшой выдержки дрессировщик берет собак} на длинный поводок (в 1–2 м от ошейника или шлейки), подводит собаку к исходной точке следа. Подав команды «След!» и «Нюхай!» и указав рукой на след, дрессировщик направляет собаку на запаховый след. Собака, возбужденная помощником, стремится его найти и, принюхиваясь, бежит по следу. Дрессировщик идет за собачкой, направляя ее по следу и поощряя. Большое значение здесь имеет воздействие поводком. Не допуская рывков, дрессировщик должен вовремя уметь сократить или увеличить его длину. Если собака идет по следу, не принюхиваясь, поводок прозапускают от ошейника между лап собаки так, чтобы заставить ее нагнуть голову и принюхаться. Когда собака в конце следа найдет помощника, дрессировщик позволяет ей возможность напасть на него и потрепать за одежду (держа собаку на поводке). После непродолжительной борьбы помощник убегает и вновь прокладывает след, увеличивая его длину на 30–40 м. Собака опять пускается по следу. Так повторяется 2–3 раза. Занятие заканчивается задержанием и конвоированием помощника.

Второй способ используют для обучения собак, заинтересованных в апортировке, а также злобных и возбудимых. Заключается он в том, что дрессировщик, используя апортировочный предмет и команду «Апорт!», возбуждает собаку, но апорт не бросает. Он отходит от собаки на 3–4 шага и шаркающими движениями ног обозначает начало следа. Проложив след на расстояние 75–100 м, вначале прямо, а затем закруглив его, дрессировщик в конце следа кладет апорт. Обратно к собаке он возвращается точно по своему следу.

Взяв собаку на длинный поводок, подводит ее к началу следа и, подав команды «След!» и «Нюхай!», жестом указывает на след. Если собака стремится бежать на поиск апорта, дрессировщик поощряет ее, повторяет команду «След!» и направляет ее по следу. За найденный предмет собака поощряется лакомством. Поэтому дрессировка собак для розыскной службы требует большего времени, мастерства и терпения от дрессировщика, чем для других видов службы. Свою собаку достаточно будет обучить основам розыскной службы (движение по следу, выборка вещи, обыск местности и т.д.), не отрабатывая особенно тонкие навыки, так как без постоянного использования они все равно быстро забудутся собачкой.

Лучшими собаками для розыскной службы являются немецкая овчарка, доберман (способен идти по следу велосипедиста через 10–12 часов!), даже некоторые породы охотничьих собак-ищеек. к примеру, бладхаундов успешно использовали английские полицейские.


Выборка человека

В начале обучения собаку приучают выбирать вещь по запаху (так же, как и собак} защитно-караульной службы).

После того, как собака будет четко выбирать вещи помощника из 3 вещей с запахами других людей, приступают к выработке навыка выборки человека по запаху его вещи. Собака должна, обнюхав вещь, активно обнюхать группу людей и найти хозяина этой вещи.

Основная команда — «Нюхай!» и жест: правая рука выбрасывается ладонью вниз в сторону подгруппы людей. Вспомогательные команды — «Апорт!», «Дай!», «Фу!».

Три-четыре помощника заранее становятся в один ряд на расстоянии одного шага друг от друга. Один из помощников кладет в 3–4 шагах перед группой свою вещь и становится в группу. Остальные помощники держат в руках вещи, аналогичные положенной. Дрессировщик с собачкой на поводке подходит к лежащей вещи и дает собаке ее обнюхать. Затем поворачивает собаку з сторону от людей, а помощник в это время забирает свою вещь и становится в ряд.

Дрессировщик подводит собаку к группе людей и командой «Нюхай!» побуждает ее последовательно обнюхать вещи, которые они держат. Если собака начинает обнюхивать вещь основного помощника и пытается схватить ее, то помощник, сделав шаг из подгруппы, отдает собаке вещь. Дрессировщик берет вещь по команде «Дай!» и поощряет собаку. Если собака, обнюхав вещь, не берет ее, дрессировщик подает команду «Апорт!», если она пытается взять вещь у другого человека — команду «Фу!», но приглушенным голосом.

При повторных упражнениях помощники прячут вещи в рукавах или карманах, и собака, обнаружив знакомый запах, вытягивает помощника из подгруппы за рукав.

В конце подготовки собаку приучают занюхивать вещь с ослабленным, давним запахом. Для этого вещи, предназначенные для обнюхивания, заранее кладутся в определенное место, а выборка производится спустя нето время, то постепенно доводится до нескольких часов.


Обыск местности

Для того, чтобы научить собаку обыску местности, на площадке разбрасывают 3–4 предмета (апорта), сначала на виду у собаки, потом так, чтобы собака не видела. Дрессировщик поочередно посылает собаку на поиск апорта, направляя ее жестами правой или левой руки. Упражнение по обыску местности лучше выполнять в начале занятия, пока собака не утомлена (лучше, если она будет полуголодной). Когда собака научится собирать апорты, разбросанные дрессировщиком, за—

дачу усложняют. Помощник, не заходя на участок, разбрасывает 5–7 предметов так, чтобы они составили трегольники и один от другого были на расстоянии не более 30–40 м. Через 15–20 мин. дрессировщик, выгуляв собаку,: подходит к середине подветренной стороны участка и пускает собаку (на длинном поводке) по команде «Ищи!» на обыск местности вправо в направлении ближнего предмета, и сам рекомендуется за ней, управляя поводком. Когда собака обнаружит и поднимет предмет, дрессировщик поощряет ее и забирает предмет. После этого командой и жестом левой руки посылает собаку влево, в направлении второго предмета, и рекомендуется за ней. И так далее. Собаку можно научить только обозначать найденные предметы (лаем или усаживанием около них), не трогая их.

После выработки у собаки первоначального навыка, увеличивается длина участка и расстояния между предметами затем вводятся пустые углы.

Главная цель таких упражнений — выработка у собаки навыка «зигзагообразного». Упражнение повторяется 3–4 раза. ~

После 2–3 занятий собака переключается на след помощника. Для этого дрессировщик кладет перед привязанной собачкой апорт. Помощник подходит, берет апорт и показывает его собаке. Обозначив начало следа на земле и на траве, он прокладывает след на 100–150 м, уходя из поля зрения собаки, в конце следа кладет предмет на землю, а сам прячется.

Дрессировщик пускает собаку по следу. За найденный предмет собака поощряется. Как только собака научится четко прорабатывать следы помощника и находить унесенный им предмет, упражнение усложняется задержанием помощника. Задержанный в конце следа помощник вырывается от собаки и убегает, прокладывая новый след. Собака снова пускается на след. Это повторяется 3–4 раза, затем задержанный помощник конвоируется.

Когда собака по командам «Нюхай!» и «След!» станет хорошо принюхиваться к следу и находить помощника, команду «Нюхай!» подают только в тех случаях, когда собака сбилась со следа. Остается только одна команда «След!». :

Работу собаки по следу постепенно усложняют. На каждом занятии протяженность следа удлиняют в среднем на 50 м, а давность его увеличивают на 5 мин. Затем собаку приучают к обнаружению и проработке запахового следа с обыска местности. Для этого дрессировщик приводит собаку на длинном поводке р район следа и за 35–40 м до него по команде «Ищи След!» пускает собаку на обыск местности и добивается, чтобы она обнаружила и проработала след.

: У собаки также вырабатывается навык обнаружения и проработки следа по запаху вещи принадлежащей прокладчику следа. Для этого прежде, чем пустить собаку на запаховый след, ей дают обнюхать вещь : прокладчика следа. Когда собака будет уверенно работать в этих условиях, рядом с «нужным» следом прокладывают запаховый след другого человека. При попытке собаки пойти по другому следу дрессировщик подает команду «Фу!» и при помощи поводка направляет собаку на искомый след. « По мере усложнения упражнений след прокладывают не в прямом направлении, а под различными углами — прямые, тупые, острые, петли. Для приучения собаки к проработке углов дрессировщик дол-жён перед поворотом немного придержать собаку поводком. Во избежание закрепления нежелательной реакции на поводок (собака может привыкнуть изменять направление движения только после придерживания поводком), иногда рекомендуется придерживать собаку поводком и на прямом следе. ,

По окончании начального этапа дрессировки по запаховому следу собака должна прорабатывать «слепые» следы (неизвестные дрессировщику), проложенные на местности с растительным покровом, протяженностью 500 м, давностью до 30 мин., с тремя углами и тремя брошенными вещами. .

После этого собаку начинают обучать в усложненных условиях, приближенных к реальным условиям работы розыскных собак. Прежде всего вводятся пересечения искомых следов с другими следами. Для этого второй помощник за 10–20 мин. до прокладки основного следа пересекает его направление под различными углами. Время между прокладкой дополнительных или искомых следов сокращается, искомые следы прокладываются через тропы и дороги. Если собака теряет искомый след на дороге или переключается на другой след, дрессировщик командами «Нюхай!» и «След!» направляет ее по нужному следу. Правильное движение собаки по следу поощряется.


Выборка человека по следу

Розыскную собаку обучают выборке прокладчика искомого следа из подгруппы людей.(после .проработки следа). Все помощники должны быть одинаково одеты. Располагаются они так, чтобы собака могла их заметить в конце-:запахового следа.-Вначале.собака должна выбирать нужного человека из подгруппы в 2 человека, затем 3, 4,5 и такдалее. Для . выработки этого навыка прокладчик следа в 20–30 м от конца следа оставляет на нем свою, вещь. Собака должна обнюхать эту вещь, а затем, когда дрессировщик подпустит ее к группе людей, по команде «Нюхай!» произвестивыборку. Если собака выборку не производит, то в начале выработки навыка помощнику разрешается легкими движениями побуждать собаку.к хватке за его одежду. Однако злоупотреблять этим приемом, не: рекомендуется, так как у собаки может возникнуть привычка производить выборку человека не по запаху его следа, а по движениям.

Если собака не очень злобная, можно приучить к выборке по-другому. После проработки следа и задержания помощника он, после нетой борьбы, отрывается от собаки, убегает от нее на 100–150 м и становится в группу людей. Собака прорабатывает дополнительный след и по команде «Нюхай!» выбирает помощника. — прокладчика следа. Другой способ обучения: помощник, разозлив собаку, убегает от нее на 200–300 м накрывается в группе других людей. Собака прорабатывает его след, а затем выбирает его из подгруппы.

Постепенно условия дрессировки усложняют. Искомый след пересекают другими следами в разных направлениях в непосредственной близости от работающей по следу собаки .появляются помощники. Если, собака набрасывается на них, то дрессировщик пресекает это командой «Фу!».

Дрессировка, розыскной собаки требует от дрессировщика терпения и настойчивости. Для обучения розыскной службе особенно подходит «правило .трех П»: Постоянство, Постепенность, Последовательность.

В таблице представлена постепенность ввода усложнений в дрессировке розыскной собаки.




Прием

Стадии обучения

начальная

вторая

третья

Выборка своей вещи

Безотказность апор-тировки. Обнюхивание вещи. Увеличение числа предметов, положенных разными лицами.

Увеличение числа вещей до 5–6 штук. Задержка посыла собаки на выборку. Пуск собаки без поводка. Вещь дрессировщика прикрывают другими вещами. Ввод посторонних раздражителей.

Переход на самостоятельные действия собаки при выборке вещи. Усложнение обстановки из-за отвлекающих раздражителей.

Выборка чужой вещи

Предупреждение ошибок собаки, разыскивающей свою, а не чужую вещь, повторными посылами, наведением на искомую вещь. Укладка чужой вещи в кучки изменяемой формы. Выдержка после занюхиванйя (30–60 с)

Разнообразие вещей, их количества. Дрессировщик знает искомую вещь. Ввод посторонних раздражителей, перемена мест занятий и помощников

Переход на «слепую» выборку (дрессировщик не знает вещь). Усложнение обета — новки на месте занятий

Выборка человека по вещи :

Перестановки владельца вещи в группе помощников

Увеличение числа людей в группе. Различные их позы (стоят, сидят, лежат). Начало пуска собаки на выборку без поводка

Подход к группе с фланга. Усложнение обстановки по месту и времени занятий, отвлекающим раздражителям


Увеличение длины следа (до 500–750 м). Разные предметы на линии следа и вблизи нее. Небольшие увеличения от прокладки следа до пуска собаки на розыск. Занятия при боковом и встречном ветре

Увеличение длины следа. Ввод углов на нем. Допуск проскоков следа. Пуск на след с разных подходов собаки. Перемена мест и времени занятий. Пересечение следа несколькими помощниками. Прокладка следа через препятствия (ручей). Уменьшение «свежести» следа

Прием

Стадии обучения

начальная

вторая

третья

Выборка человека со следа

Постепенное увеличение длины следа

То же. Увеличение людей в группе. Различные их позы

Помощь собаке сокращается до минимума

Обыск местности

Розыск всех оставленных помощником предметов. Уменьшение числа предметов на вершинах зигзагов. Увеличение расстояний между предметами

Уменьшение числа предметов на полосе. Увеличение расстояний между предметами. Увеличение активности собаки обнаружением спрятавшегося помощника

Сочетание обыска местности с работой по следу помощника (розыск по вещи). Увеличение длины обыскиваемого участка (до величины примерно 100x100 м).

Занятия в усложненных условиях места и времени! суток. Прокладка еле-1 да в помещениях и| обыск их собачкой 1

Сторожевая служба

Смена мест занятий. Увеличение охранной зоны

Ослабление шорохов. Прекращение звуковых сигналов собаки (лай, ворчание, писк). Равнодушное отношение собаки к напарнику, сопровождающему дрессировщика

Охрана в движении.! Совмещение занятий с обыском местности и работой по

следу


Требования к собакам розыскной службы:

1. Прорабатывать запаховые следы людей протяженностью не менее 500 м и давностью не менее 30 мин. Обнаруживать и задерживать прокладчиков следа, обнаруживать на следе 3 вещи, не отвлекаться на посторонние раздражители.

2. После занюхиванйя предмета помощника по команде «Нюхай!» самостоятельно выбирать вещь помощника из разложенных рядом на расстоянии 30–40 см 3 вещей других помощников и приносить ее дрессировщику. Производить выборку помощника из подгруппы в 4 человека.

3. По команде «Ищи!» и жесту, двигаясь зигзагообразно, найти 3 апортировочных предмета, разложенные на расстоянии 15–20 м один от другого, и поочередно поднести»их дрессировщику и отдать ему.

4. По команде «Фас!» и жесту активно нападать и задерживать помощника («злоумышленника»), проявлять крепкую хватку с перехватом, быть бдительной при обыске и охране задержанного. Спокойно относиться к выстрелам и другим раздражителям.


.

  Главная   Назад   Вперед

 

  

 

Информация получена из открытых источников. При использовании материалов этого сайта ссылка обязательна.

Правообладатели статей являются их правообладателями.

Hosted by uCoz