Совет: если Ваша собака заболела и ее жизнь бесценна, обращайтесь в ближайшую ветеринарную службу не откладывая! dogclubs@yandex.ru
|
Так, человек, недостаточно хорошо знающий законы, определяющие поведение животного, склонен видеть в поведении своей собаки осмысленные действия, тогда как на самом деле речь идет о типичном проявлении инстинктов. Те же самые действия, которые вызвали у хозяина подозрение в «разумности», собака может проделать тогда, когда в этом не будет никакой необходимости. Со многими инстинктами у собаки связано «приятное» чувство, поэтому она будет радоваться, когда вы, к примеру, соберетесь с ней на прогулку. Или на примере волчонка, который сначала не знал, что птенцы — это пища, но «вкусовой раздражитель» включил пусковой механизм охотничьего инстинкта. Здесь как раз нет никаких разумных действий. Для того, чтобы успешно воспитывать собаку, нужно понять ее.Не стоит, однако, забывать, что теория образования условных рефлексов была разработана И. П. Павловым на рубеже XX века. Она является фундаментальной, то есть определяет основные понятия науки о поведении, но не объясняет сложных форм поведения собаки (не говоря уже о человеке). Теория Павлова не может объяснить, к примеру, ассоциативное обучение и многое другое. Немногим более 50 лет назад академиком П. К. Анохиным была разработана теория функциональных систем. С позиции этой теории поведение и человека, и собаки (в этом мы похожи) в основном определяют естественные биологические и социальные потребности. То есть, если мы хотим есть, мы готовим себе еду (собака стучит по миске для еды), если угрожает опасность — спасаемся. Несмотря на то, что одновременно потребностей у человека и собаки может быть несколько, в каждый конкретный момент в реальное поведение может преобразовываться лишь одна из них — самая сильная. к примеру, если сейчас собака играет, это не значит, что она не хочет есть или пить. Характер поведения любого живого существа определяется в основном той потребностью организма, которая в данный момент доминирует. Для того, чтобы удовлетворить эту потребность, и возникает сложное по своей структуре целенаправленное поведение. Закономерности, лежащие в основе функциональной системы поведения, следующие. Возникающая потребность, к примеру, в пище, посредством ряда определенных сигналов поступает в мозг. Эти сигналы зазапускают деятельность мотивационных центров мозга, затем формируется мотивационное возбуждение, распространяющееся на различные области мозга. Мотивация активизирует в памяти то, что связано, скажем, с процессом удовлетворения чувства голода. Так, если вы голодны, у вас есть выбор: приготовить еду или пойти в кафе. Вы начинаете мысленно анализировать тот и другой вариант, выбирая, что вам больше подходит в данный момент. Когда вы приняли решение и приступаете к его выполнению, вы уже заранее предвидите результат, то есть у вас существует нето предвидение результата (модель). По ходу действий вы можете сличать реально полученный результат с «модельным». На самом деле все эти действия происходят настолько быстро и «автоматически», что мы не замечаем отдельных этапов. Также и собака. Значит, можно сказать, что поведенческие реакции и действия определяет мотивация. У одного и того же организма один и тот же стимул не всегда вызывает одинаковую реакцию, в зависимости от разнообразия воздействующих факторов. Эти воздействия и называются мотивацией. Если собака обучается определенному действию, за выполнение того рекомендуется награда — лакомство (пищевое поощрение), то у собаки возникает пищевая мотивация: для того, чтобы получить лакомство, она выполняет определенное действие. Но необходимо учитывать, что у собаки в любой момент может возникнуть другая мотивация вместо пищевой. к примеру, рядом могут появиться другие собаки, и ваша захочет поиграть или подраться с ними сильнее, чем получить лакомство. Поэтому прежде, чем ругать собаку за невыполненную команду, выясните, по какой причине это произошло. Еще одна причина возникновения непонимания между человеком и собачкой состоит в характере видения, восприятия своей собаки хозяином. Тип восприятия влияет прежде всего на отношение кхвоему питомцу и, как следствие, на формы воспитания и методы дрессировки. Собака — живое существо со своим характером и привычками. Именно это и забывает человек, который хочет переделать собаку «под себя». Дрессировщик В. Варлаков выделяет несколько основных типов восприятия собаки человеком. Первый тип — это «автомат». Есть люди, которые свято верят и буквально понимают теорию условных рефлексов Павлова. Они считают, что собака способна воспринимать только команды и не может реагировать на другие слова. Из собаки вырастает хороший исполнитель (таких собак особенно много в служебных питомниках), который не способен к общению с человеком (этакий «маугли»). Такая собака неинтересна, она не может стать, при всех своих замечательных служебных качествах, полноценным компаньоном. Второй тип похож на первый — это собака-»мебель». Человек, который заводит собаку с утилитарной целью — охрана, веяние моды, и т. д., воспринимает ее как домашнюю «мебель». В результате из собаки также вырастает «маугли», т. е. существо, то способно на простейшие действия, но не способное к контакту с человеком. Воспринимая собаку как вещь, человек, безусловно, обделяет себя. От такой собаки можно добиться послушания, но не ее собственной инициативы. И когда, вырастив такую «вещь» вместо собаки, человек пытается требовать от нее понимания или любви к себе, он, естественно, ничего не может добиться. Вспомним историю самого Маугли и детей, которых вырастили животные. После определенного возраста их уже невозможно переделать и вернуть в человеческое общество. Так же происходит и с собаками, которые воспринимаются, как «автомат» или «мебель». Другая крайность — восприятие собаки как «малыша» или «игрушки». Владельцы собак не всегда правильно понимают их поведение. Это на самом деле не самый плохой тип восприятия, если не слишком увлекаться. Собаку нужно воспитывать, но нельзя издеваться над ней. У собаки должен быть непререкаемый создательитет — хо зяин и свое место в доме. Человек несет ответственность за собаку и, может быть, большую, чем за малыша: ведь ребенок обладает свободой действий, а собака — нет. Правильное отношение человека к собаке, наверное, можно выразить словами Джека Лондона: «Собака — не друг, а слуга человека, человек — ее бог, могущественный, грозный и вместе с тем милостивый и справедливый». КАК НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК С собачкой Прежде, чем начать обучать собаку выполнять команды, очень полезно сначала изучить основные черты ее характера. Это важно, потому что при обучении командам почти всегда приходится отклоняться от обычной процедуры, чтобы понять реакцию собаки на команду. В самом начале статьи мы рассмотрели основные типы высшей нервной деятельности собаки. Высшая нервная деятельность собаки — это то, что у человека называется «разум». Это определение весьма приблизительное, но дает представление, о чем пойдет речь. У собаки, несомненно, есть свой собственный разум. Все многообразие человеческих характеров разделяют на четыре типа. Каждому типу свойственен некоторый «стереотип» поведения. Эти четыре типа называют типами высшей нервной деятельности. Те же самые типы высшей нервной деятельности наблюдают и у собак: холерик (сильный, возбудимый, неуравновешенный), сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, инертный, уравновешенный) и меланхолик (слабый, неустойчивый, неуравновешенный). В сайте, посвященном обучению собак, мы рассмотрим, какие типы подходят и не подходят для дрессировки. А здесь мы постараемся выяснить, как определить тип своей собаки. Основные свойства высшей нервной деятельности формируются у собак в период от 6 до 11 месяцев, то есть ко времени полового созревания. В возрасте одного года о собаке уже можно сказать, что она — флегматик или холерик. Конечно, в различные периоды жизни (к примеру, в период «собачьих свадеб») поведение собаки может резко изменяться. Тем не менее, характер собаки сильно не меняется. При выборе щенка можно провести ряд тестов (о некоторых уже упоминалось в сайте «Выбор щенка»). Эти тесты позволят выяснить основные направления развития характера. Конечно, неправильное воспитание или условия содержания могут сломать психику собаки и из сильной, уравновешенной она может превратиться в неуравнове шенную. Однако для того, чтобы это произошло, надо приложить особые усилия. На Западе для определения.характерологических особенностей щенков (в возрасте 2–3 месяцев) применяют тесты Кэмпбелла. Проверку необходимо проводить незнакомому человеку в неизвестном щенку месте. Тест 1. Привлечение внимания. Осторожно поставьте щенка на землю, отойдите от него на несколько метров, наклонитесь и слегка хлопнете в ладоши. Посмотрите, как щенок поведет себя: А Немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком, начнет прыгать и покусывать вам руки. Б. Немедленно подбежит с высоко поднятым хвостиком и начнет царапать вам руки лапами. В. Он немедленно подбежит, помахивая хвостиком. Г. Он неохотно подойдет, опустив хвост. Д. Щенок вообще не подойдет. Тест 2. Способность следовать за человеком. (Этот тест проводится один на один со щенком, человек не провоцирует щенка голосом или жестом.) Поставьте щенка и медленно отойдите от него на такое расстояние, чтобы он оставался в поле зрения. А Щенок немедленно побежит за вами, подняв хвостик и покусывая за ноги. Б. Он побежит, но кусать за ноги-не будет. В. Он сразу же порекомендуется за вами, но хвост будет опущен. Г. Он неохотно пойдет, поджав хвост. Д. Щенок не пойдет за вами, а направится в другую сторону. Тест 3. Проверка на стремление сопротивляться. Положите щенка на спину и в течение 30 с не давайте ему перевернуться, удерживая рукой за грудь. A. Он начнет отчаянно сопротивляться и кусаться. Б. Он сделает попытку освободиться. B. Он сделает попытку освободиться но, увидев, что это бесполезно, успокоится. Г. Щенок не станет сопротивляться, а будет лизать вам руки. Тест 4. Проверка на готовность к подчинению. Успокойте щенка и уложите его в «позе сфинкса» (щенок лежит, голова поднята, спину и голову придерживают руками). A. Щенок царапается, пытаясь повернуться, рычит и кусается. Б. Он борется и поворачивается, чтобы поцарапать или укусить вас. B. Он пытается сопротивляться, но успокаивается и лижет руки. Г. Он пер вворачивается на спину и лижет руки. Д. Уходит. Тест 5. П дверка в поднятом положении. Возьмите щенка двумя руками под грудь и поднимите его на 30 с. A. Щенок отчаянно сопротивляется, рычит и кусается. Б. Уже упоминалось о том, что собаки предпочитают быть обученными. Выполнение команд — своего рода «деятельность» собаки, примерно такая же, как работа или хобби для человека. Если собаку только балуют, пичкают конфетами, целуют в нос или пытаются общаться с ней на равных — ничего хорошего не происходит. Собаке становится скучно, но это только полбеды. Собака, у той нет лидера в стае, чувствует себя незащищенной и становится трусливо-агрессивной. Это касается даже декоративных собак: придумайте им «занятие», обучите командам, и ваши «игрушки» доставят вам гораздо больше радости. Некоторые люди заводят собак, чтобы было, на ком сорвать злость, и собака превращается в «мальчика для битья». Этот тип восприятия не имеет смысла рассматривать, так как это психическое заболевание, то требует лечения. Хорошо, отрицательные типы восприятия мы рассмотрели. А что же такое «просто» собака? Постараемся сформулировать это так: просто собака — ваш друг и спутник, но не человек. Ее нужно любить, но нежелательно баловать. Совсем не сопротивляется и лижет руки. Д. Испуганно скулит и пытается вырваться. Результаты. Большинство ответов А означает доминирующее агрессивное поведение. Такого щенка нельзя рекомендовать в качестве собаки-компаньона. В будущем, при условии правильной дрессировки, собака может стать хорошим охранником или выполнять другую службу. Темперамент такой собаки можно условно назвать холерическим. Большинство ответов Б — это собака с сильным, уравновешенным характером (сангвиник). Из такого щенка вырастет хороший служебный пес, но щенок требует очень серьезной дрессировки. Большинство ответов В — собака с хорошими способностями к обучению и уравновешенным темпераментом (флегматик). Однако дрессировка потребует от хозяина большого терпения. Большинство ответов Г — подчиненное поведение. Собака такого типа (заторможенный флегматик или меланхолик) мало пригодна для служебной дрессировки, но может быть неплохим копаньоном, при условии правильного воспитания. Большинство ответов Д — собака с подавленной психикой, малообщительная, непредсказуемая (меланхолик, оборонительный инстинкт выражен в пассивной форме). Результаты тестов нельзя считать окончательными, ведь при проверке щенок может быть голоден, испуган, плохо себя чувствовать или у него просто может быть плохое настроение. Поэтому для того, чтобы результаты были достоверными, тесты повторяют два-три раза в течение нескольких дней. В служебном собаководстве используют специальные методики, по которым определяется тип высшей нервной деятельности собаки (В. А. Упорно сопротивляется. B. Сопротивляется, затем успокаивается и лижет руки Г. Кожевников, 1991). Для того, чтобы определить, к какому типу относится собака, также проводят ряд тестов. Оценивают силу и гибкость процессов возбуждения и торможения и уравновешенность. к примеру, для определения выносливости собаки по процессу возбуждения, то есть способности выдерживать многократные повторения сильных раздражителей, предлагают такой тест. Собаке, через час после кормления, дают мелкие кусочки хлеба через решетку вольера. Затем предлагается кусок мяса (очень сильный раздражитель), но за решеткой, так, чтобы собака не могла его достать. Одновременно, чуть со стороны, без помех подносится кусочек хлеба. Если собака, не обращая внимания на кусок хлеба, пытается достать мясо — значит, процесс возбуждения сильный. Для того, чтобы определить уравновешенность, за собачкой наблюдают, когда дрессировщик входит в вольер после длительного (6 часов) отсутствия. Если собака излишне не беспокоится (просто радуется и виляет хвостом), не бегает по вольеру, не давая пристегнуть поводок, можно отметить наличие уравновешенности. Скорость образования условных рефлексов также зависит от типа высшей нервной деятельности собаки. У сильных типов рефлексы устанавливаются быстро, у слабых — медленно. Для проверки собак обучали останавливаться в определенных местах маршрута (перед некрупными препятствиями, лежащими поперек). Наиболее способные собаки к концу первого маршрута выполняли упражнение. Если к концу второго выхода на маршрут собака не пыталась самостоятельно остановиться перед препятствием, это свидетельствовало о слабости процессов высшей нервной деятельности. Итак, в начале обучения перед вами стоят две задачи: во-первых, определить должным образом и честно, к какой основной категории поведения относится ваша собака, и, во-вторых, определить степень послушания с тем, чтобы поставить перед собой и собачкой реальную цель дрессировки. Собак, которых невозможно обучить, на самом деле очень мало. Но у каждой собаки есть определенный предел обучения. Не требуйте от собаки большего, и вы добьетесь от нее хорошего послушания. .
Информация получена из открытых источников. При использовании материалов этого сайта ссылка обязательна. Правообладатели статей являются их правообладателями. |