Клуб любителей собак Щелково

 

 

Клуб собаководов г. Щелково

добровольное некоммерческое объединение

 

Совет: если Ваша собака заболела и ее жизнь бесценна, обращайтесь в ближайшую ветеринарную службу не откладывая!

 написать в клуб собаководов г. щелково dogclubs@yandex.ru


 
маленькая собачка

  ТЕХНИКА ДРЕССИРОВКИ

 

 

В специальной литературе по собаководству обычно встречается более-менее полное описание отдельных приемов дрессировки. Но весьма важно также знать о взаимодействии приемов обучения. При

подготовке собаки любой специальности все приемы обучения тесно взаимосвязаны.

Схематично охарактеризовать взаимоотношения приемов между собой можно на примере апортировки. Еще в начальный период воспитания щенка его необходимо заинтересовать апортом. Собака должна всегда и с удовольствием бросаться за брошенным апортом. Это поможет в последующей работе: если апорт бросить в кусты, заинтересованная собака начнет искать его. Таким образом, у собаки возникнет интерес к поиску. Если помощник попытается отнять лежащий около собаки апорт, собака будет охранять его лучше, чем другую вещь, так как ей ясна цель охраны. Если чужой человек унесет ее апорт, то цель поиска и принюхивания к следу ушедшего человека будет также четка и ясна для собаки.

Направление поиска собаки будет связываться с направлением руки, бросающей на глазах собаки апорт. Все установки охраны, поиска и прочих приемов будут прорабатываться легко, если собаке нравится приносить апорт.

Дрессировщик должен знать взаимоотношения приемов обучения между собой, учитывая, что один испорченный прием (как, к примеру, апортировка) может оттянуть и исковеркать нормальное развитие целого ряда последующих сложных приемов (поиска, охраны и т. д.).

Основные приемы, или методы, обучения представлены в таблице.


Краткая характеристика

Недостатки

При какой дрессировке лучше использовать

механический

подкрепление условного раздражителя физическим или болевым воздействием

собака боится дрессировщика, выполняет команды по принуждению, без заинтересованности

применяется при дрессировке караульных собак и при начальной дрессировке собак-флегматиков

вкусопоощри-тельный

основан на пищевом раздражителе — собака выполняет команды, желая получить лакомство

не обеспечивает безотказности собака может отказаться работать, если нет лакомства или если она сыта

любая дрессировка особенно при обучении комнатных собак трюкам

контрастный

сочетание механического раздражителя и поощрения

важно правильно сочетать оба приема

основной метод дрессировки, подходит для обучения любым командам

подражательный

в работе взрослых собак участвуют щенки, которые обучаются, наблюдая и участвуя

некоторые собаки неспособны обучаться таким образом

пастушья служба и некоторые виды охотничьей дрессировки караульная служба

Для собак, которые проходят только общий курс дрессировки, сочетание приемов можно показать на примере команд «Сидеть!» и «Место!». Как только собака научилась сидеть по команде, можно обучить ее оставаться в этом положении командой «Место!». Когда ваша собака выполнила первую команду и сидит, протяните руку вниз перед мордой собаки. Произнесите команду «Место!» только один раз, подождите 2–3 секунды, потом похвалите собаку.

Что надо и что не надо

Итак, начиная дрессировку, необходимо:

— запастись терпением

— разобраться в характере вашей собаки (ласковый, недоверчивый, злобный)

— определять цель каждого дрессировочного занятия

— четко разграничивать на занятиях рабочее и свободное состояние собаки. Это касается и поведения самого дрессировщика: четкие движения, приказной тон команд на занятии и доброжелательная «беседа» и игра с собачкой в перерыве

— необходимо разнообразить занятия. Дрессировка в одно и то же время и на одном и том же месте может выработать у собаки такую условную связь, при той она выполняет команды только в это время на этом месте.

Конечно, невозможно застраховать от всех ошибок, которые совершаются при дрессировке. Но можно их хотя бы обозначить. В таблице приведены сведения о том,-что необходимо при воспитании собаки и что является лишним.

«Надо»

«Не надо»

Настойчиво требуйте от собаки выполнения известных ей команд. Несколько отказов от выполнения — и собака забудет команду.

Поощрение в виде лакомства применяется только на начальном этапе дрессировки. Потом лакомство заменяют просто похвалой.

Обязательно приучите собаку не подбирать корм с земли и не брать ничего у чужих людей.

Отучите собаку от беспричинного лая.

Не переутомляйте молодую собаку. Не стоит каждый раз отрабатывать одну и ту же последовательность команд, иначе щенок, привыкнув, не сможет выполнять команды в другой последовательности (динамический стереотип).

Не кричите на собаку: она прекрасно вас слышит. В качестве наказания действеннее будет рывок поводка или шлепок.

Наказывайте собаку только в момент совершения действия.

Не позволяйте собаке убегать после наказания (это означает для собаки, что «правда на ее стороне»), заставьте ее подождать, пока вы сами ее не отпустите.

Никогда не обманывайте собаку. Со-1 бака очень хорошо чувствует неискренние интонации.


Воспитание щенка

Живя в семье человека, собака остается собачкой и воспринимает семью как «стаю». Это значит, что вожак «стаи» — абсолютный создательитет, слово того — закон, а все остальные члены стаи занимают подчиненное положение. Однако между высшей ступенью (вожак) и низшей есть и промежуточные ранги. Вырастая, собака занимает в доме определенное иерархическое положение. Если оно высшее, то она как лидер диктует свои условия остальным членам семьи. В сайте «Поведение» говорилось о том, что такое положение не является оптимальным для собаки, которая больше «любит» подчиняться, чем руководить. Поэтому для нормальной жизни с собачкой необходимо стать лидером по отношению к ней. Это и есть первая ступень домашней дрессировки.

Вы приносите домой щенка. Какое послушание вам хотелось бы воспитать в нем сначала? Как правило, это приучение к месту или к туалету. Очень важно не сделать ошибку с самого начала. Иначе потом собака будет дрессировать вас (причем весьма успешно), а не вы — собаку. к примеру, после того, как щенок освоился в доме, вы определи—

ли ему место и хотите, чтобы он оставался на месте, а не отправлялся спать в вашу кровать. Щенок не хочет там быть, потому что в кровати теплее и мягче. Он скулит, лает, — в общем, просит. Если вы не выдерживаете и удовлетворяете его требования, происходит закрепление навыка у щенка — он добился своего. Таких примеров можно привести много. Как вы думаете, кто в этой ситуации кого дрессирует? Помните, что любовь собаки основана на уважении и она не будет уважать и любить того, кем сама может управлять.

Существует другая крайность. Некоторые владельцы не просто становятся лидерами для своей собаки, а самоутверждаются за ее счет, излишне подавляя собачью индивидуальность. Это очень плохо: собака теряет способность принимать собственные решения и превращается в жалкое, забитое существо. Такая собака не способна самостоятельно работать. Поэтому в воспитании собаки очень важно остановиться на «золотой середине».

Что нужно помнить при воспитании щенка

Обучение щенка начинается с самого раннего возраста. Сначала закрепляются простые навыки — привыкание к кличке, режиму кормления и прогулкам, и т. д. Навык — это определенная последовательность действий собаки, позволяющая ей с высокой вероятностью достигать частичного или полного удовлетворения потребности. к примеру, если щенок реагирует на кличку, он получает кусочек пищи. Поэтому обучать собаку лучше на пустой желудок. Так проще объяснить собаке, что для получения пищи нужно «работать». Вообще, воспитание щенка можно условно разделить на три фазы:

1. Происходит до отлучения от матери. Щенок находит свое место в собачьей семье, среди братьев и сестер. Он должен научиться играть, нападать и защищаться, добывать корм. Собака-мать обучает этим основным навыкам. Она также довольно резко определяет, что «нельзя». Поскольку в этом возрасте мать является непререкаемым создательитетом, «нельзя» запоминается очень быстро и надолго. Вы должны стать для своего щенка таким же создательитетом. Играя, щенок постигает апортировку, барьер, преследование убегающего и другие приемы, первоначальным раздражителем которых является инстинкт.

Растущий щенок, как и ребенок, не может быть предоставлен самому себе, ему нужны игрушки, принадлежащие лично ему. Если хозяин дает щенку апорт, мяч, тряпку и уделяет должное время его воспитанию, нежелательных явлений не порекомендуется, так как воспитание будет носить организованный характер: щенок, имея свои игрушки, не станет грызть мебель и другие вещи от ничегонеделания, от скуки и от физиологических потребностей, естественных при росте молодого организма.

Воспитание пререкомендуется цель постепенной подготовки организма молодой собаки к последующей дрессировке и работе. Подготовка организма ведется в двух направлениях: физическая подготовка и «психофизиологическое» воспитание.

Физическая подготовка развивает крепость костяку выносливость и способность к общей физической закалке организма.

«Психофизиологическое» воспитание заключается в развитии и укреплении полезных служебных качеств, в установке характера молодой собаки.


Последовательность обучения щенка

Все начинается с установления контакта со щенком, чтобы между вами было взаимопонимание. Для чего, собственно, нужно обучение собаки? Для того, чтобыхозяин мог управлять собачкой и жить с ней в мире и согласии.

Щенка нужно обучать постепенно и не торопиться требовать от него четкого выполнения многих команд. Обучение должно идти от простого к сложному.

Для обучения вам потребуются поводок и ошейник (обычный или рывковый). Эти принадлежности должны использоваться ежедневно, тогда щенок привыкнет к ним. Чтобы выработать начальные навыки послушания, со щенками нужно заниматься по 15 минут в день, не

дольше. Некоторые щенки могут выдерживать только короткие уроки. Для таких щенков нужно проводить 5-минутные занятия 3 раза в день. У щенка не сразу образуются все условные рефлексы, воспитанные на явлениях окружающей среды. Вначале идут труппы рефлексов, так или иначе связанных с пищей , ибо пиша в первое время является главным стимулом. Однако, начиная работать с собачкой, нужно выяснить, что будет для нее лакомством (это касается не всеядных собак, а собак с плохим аппетитом).

Приблизительно с 3-месячного возраста щенка знакомят с «факторами отвлечения» во время регулярных прогулок среди людей, животных, по улицам в толпе, словом, всюду, где можно получать сильные и новые впечатления. Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному сюда же относится приучение к выстрелам. Всякое новое явление внешнего мира действует на щенка или отвлекающе или запугивающе. Поэтому необходимо систематическое ознакомление щенка с этими явлениями.


В возрасте 4 месяцев можно приучать щенка к барьеру (до 1 м), ни в коем случае не принуждая его, иначе щенок будет бояться препятствия. Поэтому щенка, выросшего без матери, воспитать гораздо сложнее.

2. Когда щенок попадает в свой новый дом (обычно в возрасте 8–12 недель), начинается вторая фаза. Щенокдолжен научиться законам жизни рядом с человеком: не скулить ночью, привыкнуть к туалету в определенном месте, не воровать пищу со стола хозяина, не грызть мебель и т. д.

3. Третья фаза воспитания очень близка к собственно дрессировке. Когда щенок немного подрос и привык к хозяину, его обучают основным командам: «Фу!», «Ко мне!», «Рядом!» и другим.

Как же на практике научить щенка важным навыкам? Прежде всего, надо внимательно понаблюдать за собачкой. У собаки чрезвы—

чайно развита способность к самообучению. То, что часто воспринимается владельцем как разумное действие, на самом деле не что иное, как самообучение. к примеру, одна сука породы бассет умеет просить еду, стуча лапой по миске для еды, и просить воду, стуча по миске для воды. Кажется, что это осмысленные действия. На самом деле эта собака выдрессировала хозяина. Однажды она стала облизывать пустую поилку, которая, загремев по полу, привлекла внимание хозяина, который налил ей воды. Усвоив этот факт (действие — положительное подкрепление), собака в следующий раз стучала миской громче и настойчивее и быстрее получила желаемое.

Важно поощрять щенка каждый раз, когда он произвел желаемое действие, чтобы закрепить рефлекс. Технику всякой дрессировки можно свести к трем основным этапам:

1. Собаку разными способами заставляют сделать нужное движение.

2. Делают так, чтобы это движение доставляло собаке удовольствие.

3. Одновременно дают нужный сигнал.

Если это удается проделать несколько раз в одной и той же форме, то у собаки вырабатывается соответствующий рефлекс.

Как и в любом другом начинании, важно установить для себя цель воспитания собаки. В первую очередь определите, какими качествами и какими привычками должна обладать ваша собака. Какие желательные привычки имеются или начинают организовываться у данной собаки и какими нежелательными особенностями характера она обладает. Что будет являться поощрением для вашей собаки — лакомство, ласка или что-то другое? Ведь далеко не каждую собаку можно выучить работать «за кусок». Для успешной дрессировки собаку нужно заинтересовать в выполнении упражнений и поддерживать постоянную заинтересованность в работе. Помните об этом, и успех вам обеспечен.

Вот еще некоторые особенности щенков, которые отличают их поведение от взрослой собаки. Необходимо помнить, что у щенков нет длительных очагов возбуждения, т. е. того, что мы называем вниманием. В этом возрасте щенок, как и ребенок, ищет все новые и новые впечатления, его внимание не останавливается долго на одном предмете или действии. Вот почему воспитатель должен постоянно предлагать новые впечатления, чтобы поддержать постоянную заинтересованность. Щенок будет выполнять те или иные команды только тогда, когда ему это интересно.

Почему у щенка нет стойких очагов возбуждения? Потому, что большинство встречающихся ему, окружающих его раздражителей являются для него новыми, т. е. вызывают ориентировочную реакцию, которая тормозит образование условного рефлекса. Для щенков не рекомендуется брать в качестве условных сигналов сильные раздражители.

Чем сильнее условные раздражители, тем активнее и длительнее будет проявление ориентировочного рефлекса, тем большее количество сочетаний необходимо для образований связи раздражителя с подкреплением. Сильным раздражителем можно просто испугать щенка.


Лучшим возбудителем заинтересованности является увлекательная игра. Конечно, дрессировка не ограничивается однимлишь принципом игры. Со временем в голосе воспитателя будут звучать нотки угрозы, окрепнут тона приказания, и выполнение станет обязательным, но вначале требуется увлекательная смена впечатлений, необходимая для поддержания постоянной заинтересованнасти, a следовательно, и естественного стремления кпоощрению. Можно делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей, спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходимо начать воспитание заинтересованности к процессу апортировки.

С 5-месячного возраста для служебных собак можно начинать первоначальные упражнения по охране вещей, преследованию и задержанию, чтобы усилить злобу, недоверчивость к чужим и хватку. В этих видах упражнений особенно важно воспитать у собаки уверенность в победе путем искусственно создаваемых положений. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине рекомендуется переходить легко и незаметно). В период 5–6месяцев начинается смена зубов, — в этот период нужно осторожно подходить к развитию хватки.

Нужно учитывать, что постоянное торможение «желаний» у щенка делает его нервным. Поэтому при вводе дисциплинирующих начал нельзя перегибать палку — переход от игры к принудительным воздействиям рекомендуется произвести незаметно. В этот период особенно нужно стремиться наглядно показать контрастные понятия «можно» и «нельзя», т.е. поощрения и запрещения, помня, что только яркость этих впечатлений и их регулярная повторяемость обеспечат успех в работе. Для собак неслужебных пород весь период обучения можно разделить на два этапа с трех до шести и после шести месяцев. В этомразде-ле мы рассмотрим первый этап, который, в принципе, одинаков для всех собак.


Самые главные команды

Самые основные команды должны знать абсолютно все собаки — от дога до чихуахуа. Без этого собака не может находиться в человеческом обществе. К самым главным относятся и команды, безоговорочное выполнение которых может однажды спасти собаке жизнь.

За рубежом среди выставочных собак абсолютно всех пород проводят конкурсы на звание «собака-компаньон». Для участия в этом конкурсе собака должна знать определенный набор команд. Это оговаривается в правилах. Вы можете сами определить, какие команды рекомендуется знать вашей собаке. Не говоря о том, что каждая собака должна знать свое имя, режим кормления и прогулок, можно предложить следующий список команд (из статьи Дж. Палмер «Дрессировка вашей собаки»):

«Ко мне!» (так подзывают собаку к себе)

«Сидеть!» (собака должна сесть)

«Лежать!» (собака должна лечь)

«Рядом!» (собака должна идти рядом с хозяином, слева от него)

«Гуляй!» (этой командой отзапускают собаку побегать)

«Стоять!» (собакадолжна встать или остановиться, если она двигалась)

«Место!» (собака должна оставаться на указанном месте).


Приучение к имени

Собака, как и человек, не может быть «безымянной». О кличках мы уже говорили в сайте «Выбор щенка». Двухмесячный щенок привыкает к кличке примерно за неделю.

Предлагая щенку корм, играя с ним или лаская его, позовите его по имени. Щенок быстро свяжет с этим словом приятные эмоции. На самом деле, трудно определить, «ассоциирует» ли щенок себя с именем (как человек) или имя — только раздражитель условного рефлекса?

По крайней мере, первую неделю пребывания щенка в доме, не зовите его по имени, чтобы отругать. Никогда не запрещайте собаке что-либо, произнося ее кличку повелительным тоном. Кличка собаки должна использоваться только для привлечения ее внимания.

Режим кормления

Приучить маленького щенка к режиму кормления гораздо важнее, чем кажется на первый взгляд. Каждый раз кормление позволит вам без напряжения, исподволь приучать щенка к командам. Щенок быстро поймет, что постукивание мисочки по полу — приятный сигнал, который связан с получением пищи. Этот сигнал можно сопровождать

произнесением имени щенка. Малыш за считанные дни научится бежать на ваш зов. Гораздо позднее вы замените этот зов командой «Ко мне!», той собака должна немедленно повиноваться. Ваши первые призывы лучше произносить высоким голосом, так как собака-мать тонким повизгиванием собирает щенков.

Режим кормления устанавливается индивидуально для каждого щенка. В общих рекомендациях сказано, что трехмесячный щенок должен питаться 5–6 раз в день. Но у вашего щенка может быть плохой аппетит, не связанный с заболеванием, а определяемый теми же особенностями физиологии и характера, благодаря которым один человек — обжора, а другому достаточно небольшого количества еды. Если ваш щенок весел и здоров, но хочет кушать только 4 раза в день, а не 6 — это нормально. Если вы будете насильно пичкать щенка, то процесс кормления из положительной эмоции превратится в отрицательную.

В этот самый ранний период воспитания вы можете научить щенка сидеть, когда он ждет еду. Покажите ему миску с едой, но не давайте, приговаривая «Сидеть!» (или называя его кличку), и одновременно мягко и настойчиво нажимайте рукой на поясницу, чтобы он сел. Как только это произойдет, поставьте перед ним миску. Этот рефлекс закрепляется довольно быстро. Щенок очень восприимчив к простым командам, повторяемым постоянно и настойчиво. Однако не требуйте сразу много: поначалу вы добьетесь только символического движения, обозначающего попытку сесть, большего не надо.

Но, вырабатывая у маленького щенка рефлекторную реакцию на команды «Ко мне!» и «Сидеть!», вы в будущем избавите себя от многих хлопот. Щенок научится связывать ваш голос с таким приятным событием, как кормление, и вы начнете приобретать власть над щенком, абсолютно незаметно для него.


Приучение к туалету

Большинство щенков чистоплотны от рождения. Пока щенки слепые и глухие, они оправляются в логове и мать убирает за ними. Как только щенки начинают самостоятельно передвигаться, они перестают пачкать в гнезде. Поэтому щенка можно на ночь (или на время, когда вы не можете за ним следить) оставлять в коробке или ящике. Так он приучится терпеть и проситься.

Если есть возможность, выносите щенка на улицу примерно каждый час. Его физиология в возрасте 2–4 месяцев такова, что он еще не может «терпеть» до определенного времени прогулки. Если нет возможности выносить щенка из квартиры, устройте ему определенное место для туалета. Положите туда тряпочку, пахнущую мочой (газеты лучше не подкладывать, так как многие щенки просто рвут их на ку—

сочки и не воспринимают как туалет), и относите туда щенка после каждого кормления, сна и т. д. Похвалите за «правильную» лужу. Если щенок выбрал другое место для туалета, то вас не устраивает, и упорно продолжает ходить туда, перенесите в это место миску с едой. Достаточно обычно одного кормления, чтобы отучить «преступника». Начинать .ругать за лужи можно не раньше, чем щенок освоится с местом для туалета, будь это улица или угол в квартире. Помните, что ругать можно, только застигнув «на месте преступления». Это свойство врожденной чистоплотности используется при приучении к туалету. Если вы отвлеклись и щенок сделал лужу в неположенном месте, не кричите. Просто уберите за ним и забудьте об этом.

Если набраться терпения, за две-три недели можно приучить щенка к туалету. Это займет больше времени, если целый день никого нет дома, и щенок будет вынужден делать лужи там, где нельзя.


Приучение к поводку и ошейнику

Для маленького щенка больше всего подходит мягкий ошейник, легкий и плотно прилегающий. Для начала можете просто завязать ленточку на шее щенка. Первый раз наденьте ошейник перед кормлением или перед другой приятной процедурой. Отвлекшись, щенок поначалу не обратит внимания на ошейник и быстрее привыкнет к нему. В период привыкания щенок может постоянно ходить в ошейнике. Если ошейник вызывает слишком бурный протест или даже истерику у очень нервной собаки — снимите и отложите приучение к ошейнику до лучших времен.

Когда придет время выходить на прогулку, пристегните к ошейнику поводок. Для щенка не подходит тяжелая цепь, которая «согнет» щенка своей тяжестью. Возьмите кожаный или нейлоновый поводок с легким карабином, чтобы щенку было удобно. Первое время не тяните и не дергайте за поводок — пусть он свисает свободно, а щенок рекомендуется за вами (или вы за ним) добровольно. Не стоит разрешать щенку особенно увлекаться игрой с поводком. Щенок должен понять, что поводок ограничивает его движения и на поводке он не может вести себя бесконтрольно.

Специальный ошейник — парфорс («строгий» ошейник с шипами) начинают надевать во время обучения командам и только по необходимости. Если собака прекрасно слушается, в таком ошейнике нет нужды. Но «строгий» ошейник может быть незаменим при отработке команды «Рядом!».


«Ко мне!»

Идеальное время для обучения подхода к владельцу — 7–16 недель. В этот период щенки нуждаются в присутствии «членов стаи» и могут

быстро освоить эту команду. Желательно успеть сформировать поведение собаки до наступления у нее «стадии независимости» (своеобразный собачий «переходный возраст»), которая длится примерно от 4 месяцев до 1 года.

Окликните щенка по имени и произнесите (с доброй интонацией) команду «Ко мне!». Когда щенок подошел, похвалите его, дайте лакомство. Если щенок слишком занят игрой и не реагирует на команду, позовите его, а затем присядьте или отбегите от него. Это привлечет вниманиещенка, и он подойдет к вам. Не забудьте сразу же его поощрить. Ни в коем случае нельзя звать собаку с угрожающей интонацией (вы сами подошли бы на такой зов?). Если хотите быстро подозвать щенка, не бегите к нему, а бегите от него. Увидев, что хозяин уходит, собака тотчас примчится. В такой дрессировке есть элемент игры, что приятно и интересно щенку. Хвалите собаку сразу же, как только она направится к вам. Не снимайте ошейник по первому «требованию» щенка, лучше отвлеките его игрой. Хвалите и ласкайте щенка, чтобы он думал, что это лучшее событие в его жизни.

Если собака не реагирует на команду «Ко мне!» и не желает получить поощрение, возьмите длинный поводок. Собака может свободно двигаться, но вместе с тем вы в любой момент можете позвать ее, подтягивая за поводок и произнося команду. Даже самая тупая собака поймет, что от нее хотят. Когда собака усвоит, что упорствовать бесполезно, необходимость в длинном поводке отпадет.

Имейте в виду, что щенок быстро устает от обучения. Не повторяйте первые немногочисленные команды больше, чем три-четыре раза подряд, давайте щенку отдых. В самом начале легко совершить ошибку, которая может оказаться роковой. Если вы заставите щенка бояться занятий, вам, скорее всего, не удастся его больше ничему научить. Каждое занятие на ранней ступени дрессировки должно быть праздником и для вас, и для щенка. Очень важно хвалить его за каждое правильно выполненное действие: незакрепленный рефлекс очень быстро пропадает (тормозится).

Очень важно поначалу воздерживаться от любых наказаний. Маленький щенок не сможет правильно понять наказание, скорее всего, он вообще не поймет, за что его наказывают, и приобретет стойкое отвращение к урокам.

Взрослую собаку обучают не просто подходить, а по команде подойти, обойти дрессировщика сзади и сесть у его левой ноги. Этот навык отрабатывается также, только собаку не просто подтягивают поводком к себе, а каждый раз обводят ее сзади себя и усаживают у левой ноги. Такие требования к выполнению команды «Ко мне!» существуют в общем курсе дрессировки.


«Фу!»

Это «запретительная» команда, которая требует обязательного исполнения. «Фу!» не должно поощряться так, как другие команды скорее, исполнение команды позволит собаке избежать неприятных ощущений. Команда «Фу!» должна произноситься низким голосом, напоминающим рычание. При повторном произнесении команды интонация должна стать более угрожающей.

Когда щенок совсем маленький, нежелательное действие нужно прекращать мягко, но настойчиво. Скажем, двухмесячный щенок грызет ножку стола. Когда щенок подрастет, для прекращения нежелательного действия можно будет применять более серьезные наказания: рывок поводка, шлепок и т.д.

При запрещении очень важно использовать нужный момент времени. Окрик «Фу!» должен прозвучать точно в тот момент, когда собака делает что-то непозволительное, и ни секундой позже.

При воспитании щенка вам понадобится огромное терпение и сдержанность эмоций. Если вы раздражены, у вас плохое настроение или просто лопнуло терпение — повремените с дрессировкой. Собака чувствует ваше настроение и ведет себя соответственно. Не срывайте плохое настроение на собаке, по крайней мере в начале воспитания.

Команда «Нельзя!» отличается от «Фу!» только названием: «Фу!» произносится быстрее и легче. Какую именно команду вы выберете для запрещения — ваше личное дело. Взрослая собака будет понимать и «Фу!», и «Нельзя:», и «Хватит!», и другие запрещающие слова.


«Тихо!»

Это команда, похожая на команду «Фу!», она необходима для оту-чения от громкого, беспричинного лая. Даже если собака лает «по делу», к примеру, реагирует на звонок в дверь, лай в какой-то момент нужно прекратить. Произнесите команду и перенесите щенка в другое место, к примеру, на его коврик (но не на диван! Это уже будет поощрение). Если щенок упорствует, отвлеките его резким неприятным звуком (к примеру, погремушкой и также произнесите команду. Принцип обучения здесь такой: лающую собаку отвлекают каким-либо образом, подают команду «Тихо!» и поощряют, когда собака прекратила лаять.

Здесь тоже очень важен момент поощрения: собака должна четко связать поощрение с прекращением лая и при этом понять, что желаемого она добивается не лаем, а наоборот. Иначе можно совершить такую ошибку: собака что-то требует лаем, и вы поощряете ее в момент прекращения лая. У собаки устанавливается связь «лай — поощрение», и в следующий раз она будет лаять громче и настойчивее. Для

того, чтобы собака связала поощрение именно с прекращением лая, сделайте паузу: собака прекратила лаять, подождите немного и, если лай не повторяется, поощрите. Для обучения этой команде от вас потребуется масса терпения, но зато моментальное ее выполнение собачкой будет очень удобно.

Не нужно отучать собаку лаять вообще. Любую собак} , даже самую маленькую, хвалите за проявление сторожевого инстинкта. Но «сторожить» можно не так громко: слегка зажмите морду собаки, приговаривая «Тихо, тихо», приучая подавать тревожный сигнал только рычанием.


«Место!»

Место щенка должно быть определено сразу после того, как он попал в ваш дом. Место собаки — ее «неприступная крепость». Щенка никогда нельзя насильно вытаскивать с его места. Даже для наказания собака должна выйти с места добровольно. Особенно важно объяснить это вашим детям: собаку, которая ушла на свое место, нельзя трогать. Собака, у той нет такого «укромного уголка», будет нервной и трусливой.

В начале обучения собака по требованию должна отправляться на свое место. Сначала щенка относят туда, приговаривая: «Место!» и поглаживая. Этот навык очень понадобится щенку на дрессировочной площадке, когда нужно будет отрабатывать выдержку. Это удобно и дома: если собака мешает, ее отправляют на место, и она остается там столько, сколько это нужно хозяину,


«Покажи зубы!»

Эта команда совершенно необходима для любых собак, особенно для выставочных. Приучать щенка к показу зубов нужно с 2–3 месяцев.

По команде «Покажи зубы!» (которая дается в приказной интонации), хозяин кладет правую руку ладонью под мордой щенка, а левую — сверху морды. Повторив команду еще раз, он крупными пальцами обеих рук раздвигает губы щенка и осматривает зубы. Если шенок не сопротивляется, его хвалят и дают лакомство. Если щенок пытается вырваться или, что еще хуже, огрызается, его удерживают силой или наказывают, а добившись правильного показа зубов, хвалят.

Осмотр зубов проводят ежедневно, тогда щенок быстро привыкнет к Процедуре и не будет возражать, когда нужно будет показать зубы на выставке или дрессировочной площадке.

Дополнительные важные команды

Это команды, которые не входят в общий курс дрессировки, но обучение которым полезно для любых собак. Каждый владелец сам определит такие важные команды. Вот несколько примеров.

Команда «Машина!» звучит, когда вы с собачкой подходите к автомобильной дороге. Собака должна остановиться и ждать ваших указаний. В принципе, это то же, что и команда «Стоять!». Можно приучить собаку остановиться и посмотреть по сторонам или отойти подальше от дороги. Есть собаки, которые не боятся машин, провожают их лаем, кидаются под колеса или просто не уступают машине дорогу. Это опасно для жизни собаки. Лучше, если собака боится машин, тогда она вряд ли попадет под колеса. Можно научить бояться машин или, по крайней мере, осторожно к ним относиться. Если собака любит преследовать машину, в момент совершения этого действиясобаку останавливают рывком поводка, ударом, можно бросить в собаку какой то предмет и т. д. Очень удобен ошейник с электрошоком, который управляется на расстоянии: собака вроде бы свободна, хозяина рядом нет, но в момент совершения неправильного действия собака получает довольно чувствительный удар. Когда вы обучаете собаку прекращению неправильного действия, очень легко сделать ошибку и не вовремя дать поощрение. Собака может решить, что ее поощряют именно за действие. Поэтому начинающему воспитателю лучше пользоваться отрицательным подкреплением (или наказанием).

Собака должна уметь правильно вести себя на поводке. Нередко собака на прогулке сама запутывается в поводке и запутывает в нем хозяина. Чтобы избежать этого, собаку обучают командам «Рядом!», «Вперед!» и т.д. Кроме этих команд, удобно научить собаку командам «Обойди!» и «Ногу!»- «Обойди!» значит обойти препятствие, к примеру, дерево, чтобы «не запутаться поводком. По этой команде собака возвращается назад по направлению поводка и обходит препятствие. Приучить к этой команде несложно: когда собака, гуляя на длинном поводке, зашла за дерево, потяните за поводок и скомандуйте «Обойди!» Когда собака обошла препятствие и «распуталась» из поводка,

похвалите ее. Через нето время собака усвоит, что от нее требуется, и будет делать это сама, не дожидаясь команды.

Команда «Ногу!» подается собаке, когда поводок запутался у нее между лап. Освободите запутавшуюся лапу, приговаривая: «Ногу, ногу!». Со временем будет достаточно слегка подергать поводком, чтобы собака освободила запутавшуюся лапу.

Обучение плаванию заключается в приучении к воде, так как все собаки умеют плавать от рождения. Многие собаки добровольно и с удовольствием идут в воду, некоторые боятся воды и очень немногие ненавидят воду. Приучайте щенка сначала подойти к воде, потом смочить лапки, постепенно заводите его все глубже. Здесь очень важен пример: щенок, который сам не хочет идти в воду, с удовольствием порекомендуется за вами или за другой собачкой. Если щенок пугается, оставьте его и начните урок опять чуть позже.

Другие важные команды, такие, как «Домой!», «Спать!», «Кушать!», «Дай мячик!» и так далее, выучиваются также, методом поощрения и наказания.

В этом сайте изложен важный минимум, который должа: знать каждая собака (обучение командам «Сидеть!», «Лежать!» и «Стоять!» вы найдете в сайте «Общий курс дрессировки»). В принципе, если ваша собака не служебной породы, этих команд ей будет достаточно для долгой счастливой жизни. Когда собака самостоятельно отправляется на место, ее поощряют.

Когда «отправление на место» отработано, приступают к обучению выдержке: собака должна оставаться на месте до тех пор, пока ей не дадут разрешающую команду.

Посадите щенка на место и дайте команду. Чтобы он не смог уйти, если не захочет выполнить команду, наденьте на него обычный или рывковый ошейник и поводок. Когда он сделает попытку уйти, твердо и решительно остановите его, усадите на место и начните все сначала. Здесь очень важно не переутомить щенка. Сначала добейтесь, чтобы он сидел на месте хотя бы несколько секунд, поощрите его за это, постепенно увеличивая время «сидения» на месте. Следующий этап обучения — общий курс дрессировки — необходим для служебных собак и может быть пропущен владельцем декоративной собачки.


.

  Главная   Назад   Вперед

 

  

 

Информация получена из открытых источников. При использовании материалов этого сайта ссылка обязательна.

Правообладатели статей являются их правообладателями.

Hosted by uCoz